Фрагмент для ознакомления
2
Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации . Регулируется данная деятельность судебных приставов (как гражданских служащих) законодательством о прохождении гражданской службы, которое состоит из совокупности нормативных правовых актов, регулирующих организацию гражданской службы Российской Федерации и правовых положений гражданских служащих в службе судебных приставов, в том числе условий и порядка прохождения службы, оснований прекращения государственно-служебных отношений и др.
Важно заметить, что служба судебных приставов даже на современном этапе развития общества находится в стадии развития, поскольку ее деятельность неустанно совершенствуется. Например, с 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , и это не последнее изменение, которое было внесено в нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность института судебных приставов.
Именно поэтому, важно знать и понимать процесс становления и изменения законодательства России в сфере регулирования деятельности службы судебных приставов, ведь данный институт развивается на протяжении длительного времени, а, с 911 года, когда в договоре Олега с греками, впервые было установлено, что «с виновного должно взыскать иск вполне, если же он не может заплатить все, то должен отдать все, что имеет, и присягнуть в том, что нет никого, кто бы мог ему помочь в уплате» .
Для удобства характеристики становления института судебных приставов, разделим весь период становления на три этапа:
1) становление института судебных приставов до второй половины XIX века;
2) эволюция института судебных-приставов с 1864 по 1917 г.;
3) развитие судебно-исполнительной службы 1992–2004 г.
Итак, рассмотрим первый этап. Отличие организации службы по взиманию долгов 911 года от современного устройства службы судебных приставов заключалось, в первую очередь в том, что, согласно «Русской Правде», исполнением сборов занимались отроки, мечники и детские. Правда взысканием их обязанности не ограничивались, помимо этого они вызывали на суд ответчика и свидетелей и давали на поруки. Для исполнения иного наказания (санкции) – княжеских вир, привлекались княжеские дружинники.
Можно сделать вывод, что хоть отдельной должности для сбора штрафов и не существовало, однако функция принудительного исполнения решения о взыскании уже активно реализовывалась.
Следующим этапом развития института судебных приставов стало появление в 1261 году законодательно урегулированного способа исполнения судебных решений – «отдачи головою», предусматривавший лишение несостоятельного должника и членов его семьи (жены, детей) свободы и продажу их в рабство с торгов. Позже «вечное рабство» было заменено временной работой, при которой должник либо сам отрабатывал долг, либо его могли выкупить другие лица.
Приставы впервые упоминаются лишь в XIII веке, в документальных актах периода феодальной раздробленности, таких, как: Новгородской и Псковской судных грамотах. В этот период пристав выступал признаком самостоятельности и независимости судей друг от друга, князья старались оберегать свои уделы от въезда пристава. Каждый князь, монастырь, патриархи, митрополиты, архиепископы, общины имели своих приставов, которые несли ответственность перед ними, ездили в подсудные им области .
При изучении вышеуказанных грамот, видим, что полномочия приставов были достаточно широки и включали элементы судебной и следственной деятельности (досудебное исследование обстоятельств совершения преступления, собирание доказательств, обеспечения надлежащего порядка при рассмотрении дела в суде, контроль за своевременной уплатой судебных пошлин, розыск и принудительный привод ответчика и др.). Руководили приставами князья, городское вече. Дальнейшее законодательное закрепление статуса приставы получили благодаря Судебникам 1497 и 1550 гг. Здесь появляется совершенно новый институт – отдача за пристава, или сиденье за приставом. Суть данных институтов заключалась в полном лишении свободы обвиняемого. Помимо новых институтов в Судебнике 1497 года, например, приставы получают более широкие полномочия: теперь, согласно ст. 28 Судебника, пристав мог получить приставную грамоту, дающую ему право брать на поруки ответчика при вызове в суд, осуществлять обыски и другие действия в целях расследования или исполнения приговора. Приставов называют дворянами, позовниками, подвойскими, ходоками, недельщиками .
Судебник 1550 года стал новым шагом на пути развития института судебных приставов. Теперь согласно Судебнику, посылать с приставными грамотами имели право только так называемых ездоков или заговорщиков — людей, с которыми они заключили условие совместно и под своим надзором и руководством исполнять обязанности приставов.
Появление сформированных должностей приставов и недельщиков мы наблюдаем лишь в 1649 году в Соборном Уложении. В функционал этих служащих входили такие обязанности, как: по челобитной истца, доставлять в суд ответчика, разыскивать преступников, производить арест, принудительно доставлять в суд. Также важно отметить, что приставы официально являлись должностными лицами судебного ведомства.
Дальнейшее развитие система исполнения решения судов получила с петровскими преобразованиями, которые были введены рядом указов с 1697 года по 1700 год. Суть данных изменений заключалась в ужесточении режима содержания подсудимых: стали практиковаться взятие в суд без объяснения, немедленный допрос без предоставления возможности приготовиться к ответу, канцелярская тайна лишила ответчика информации. Были отменены: приставная память, в которой излагалась сущность жалобы истца, и которая служила повесткой ответчику; отдача на поруки ответчика с назначенным сроком первой явки в суд; ответственность поручителей; институт приставов, которые действовали по строго определенным правилам и несли за свои действия ответственность. Приставов и подвойских судных грамот Судебника 1550 г. постепенно вытеснила общая полиция. Более кардинальные перемены коснулись института судебных приставов во времена царствования Екатерины II. В 1782 году она присвоила полномочия урядников полиции. В 1786 году, урядники были разделены на две категории. Одни стали именоваться полицейскими приставами, которые исполняли решения судов, а другие – становыми приставами, осуществляющими охрану, переданных Министерству юстиции после его образования в 1802 г .
Проанализировав первый этап, мы можем прийти к выводу, что первое упоминание службы приставов относится еще к периоду Древнерусского государства, а в конце XVII – начале XVIII века судебные приставы уже перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в Российской империи. Их полномочия передаются мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим.
Теперь перейдем к характеристике второго этапа. Что касается эволюции института судебных приставов по судебной реформе с 1864 по 1917 г., на данном этапе происходит возрождение института судебных приставов после его упразднения в начале XVIII века. Новое развитие институт судебных приставов получил 20 ноября 1864г. с принятием Александром II судебных уставов (Законов) — «Учреждения о судебных установлениях», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». В результате судебной реформы 1864 года, к мерам принудительного исполнения стали относить: передачу имущества натурой лицу, которому оно было присуждено; производство за счет ответчика тех действий или работ, которые должны быть совершены в назначенный судом срок; обращение взыскания на имущество должника (движимое и недвижимое) .
С этого времени было законодательно закреплено понятие «судебный пристав». Помимо этого, Уставы Александра II решали еще ряд значимых вопросов. Среди которых:
– введение залога и присяги, которые должны были способствовать надлежащему исполнению своих обязанностей приставами;
– установление ряда квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава: возраст – не менее 21 года, гражданство, отсутствие долгов, чистая деловая репутация, отсутствие судимостей, отсутствие духовного сана (отсутствие лишений духовного сана), отсутствие у кандидата «от правительства или по выборам»;
– введение испытание для кандидата;
– введение классных чинов для приставов;
– новый порядок приведения в исполнение судебных решений: решения суда обращались к исполнению по желанию взыскателя. Взыскатель, желающий привести решение в исполнение, должен был обратиться в суд, постановивший решение, с устной или письменной просьбой о выдаче ему исполнительного листа, после чего он с этим листом обращался к председателю соответствующего суда о назначении судебного пристава, после того, как председатель назначал судебного пристава по своему усмотрению или по указанию взыскателя, последний обращался к судебному приставу с письменным заявлением, в котором выбирал способ исполнения решения суда;
– введение новых и самых разнообразных обязанностей: осуществление привода лиц, не желающих самостоятельно являться в суд по повестке; оповещение сторон о судебных заседаниях путем доставки им повесток, доставка судебных документов по назначению; взыскание денежных сумм с должников до вынесения судебного решения, охрана наследства, передача и отсылка по принадлежности денег и других ценностей, арест движимого и недвижимого имущества, его оценка, хранение и продажа с торгов, задержание должников, ввод граждан во владение имуществом, исполнение судебных приговоров о денежных взысканиях, поддержание порядка в залах суда; исполнение судебных решений, постановлений и определений, распоряжений судей и др.;
– введение жесткой системы контроля деятельности судебных приставов: судебные приставы находились под контролем суда, при котором они состояли; они отчитывались председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения, также обязаны были вести особый журнал, куда записывали все свои действия по исполнению решений, из которого по требованию сторон выдавались засвидетельствованные выписки.
Фрагмент для ознакомления
3
«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 46, 18.11.2002, ст. 4532.
«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 30, 29.07.2002, ст. 3012.
«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 10, 09.03.2015, ст. 1391.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 02.08.2004, ст. 3215.
Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 40, 07.10.2019, ст. 5488.
Аболонина, В.О. Исполнительное производство. Традиции и реформы / Под редакцией Р. Ван Рее, Узелач , В.О. Аболонина, В.В. Яркова. М.: Инфотропик Медиа, 2019. – 476 с.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: учебник для юридических вузов. – М.: «Дашков и Ко», 2017. – 660 с.
Галушко Д.С. Проблемы в области законодательства об исполнительном производстве в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2019. – № 48 (286). – С. 194-198.
Иванкина Т.В, Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих. – М.: Статут, 2013. – 592 с.
Кузьмина Н.С. Направления совершенствования исполнительного производства / Н.С. Кузьмина // Молодой ученый. – 2021. – № 16 (358). – С. 266-268.
Крутий Е.А. Проблема защиты гражданского права на исполнение судебного акта о взыскании денежных средств // Адвокатская практика. – 2019. – № 1. – С. 53-58.
Мурзабулатов У.М. «Проблемы примирения сторон в исполнительном производстве» Правовое государство: теория и практика. – №. 1 (55). – 2019. – С. 106-110.
Лапина А.П. История становления российского института судебных приставов// Правопорядок: история, теория, практика. – 2015. – № 3 (6). – С. 115-119.
Попов И.О. Шаталова Е.С. «Роль суда в исполнительном производстве» Инновационная наука. – №. 6-2. – 2017. – С. 206-209.
Степанова А.В. История становления и развития института судебных приставов / А. В. Степанова // Молодой ученый. – 2021. – № 4 (346). – С. 279-283.
Усов К.Ю. Введение в России института декларирования имущества должником: за и против // Вестник исполнительного производства. – 2019. – № 1. – С. 61-79.
Яковлева Е.С., Мурзин А.Е. История становления и развития института судебных приставов в России// Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8(16). – С. 645-648.